Партнерство во имя тепла

Главная » Статьи » Партнерство во имя тепла

Взаимодействие частного бизнеса и власти в сфере теплоэнергетики позволяет привлекать инвестиции в обновление инфраструктуры и повышать эффективность.

11 ноября 2009 года Государственная дума РФ приняла Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон вступил в силу 27 ноября 2009 года. В соответствии с ним региональные органы государственной власти должны провести ряд мероприятий по оптимизации процесса поставки и потребления энергоресурсов. Важным пунктом реализации документа является замена изношенных теплосетей и модернизация (замена) устаревших котельных.

Механизм государственночастного партнерства при замене устаревших котельных и тепломагистралей

Одним из вариантов решения поставленной задачи является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для осуществления общественно значимых проектов и программ. ГЧП может быть реализовано в самых разных отраслях, однако чаще всего связано с инфраструктурными проектами. Инициатором подобного сотрудничества может выступать как частный инвестор, располагающий достаточными средствами, так и органы государственной власти.

Частные инвестиции применяются органами государственной власти для модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе замены устаревших котельных и тепломагистралей. При такой схеме взаимодействия частный инвестор за счет собственных средств поставляет и монтирует современную котельную. Местные власти, со своей стороны, проводят замену тепломагистралей и подводящих сетей (газ, водоснабжение, электроэнергия), сбор и подготовку всей необходимой информации (гидравлические расчеты тепловых сетей, геодезические и геологические изыскания) и документации (в том числе выделение и оформление земли, требующейся для установки котельной).

Для муниципалитетов такая форма государственно-частного партнерства выгодна по ряду причин:

  • Создание необходимых населению объектов без дополнительной нагрузки на бюджет
  • Комплексная замена устаревшего и изношенного оборудования в форсированные сроки
  • Уход от дотаций сферы ЖКХ
  • Гарантированно высокое качество работ (так как инвестор берет на себя обязательства по проектированию, строительству и длительной эксплуатации объекта)
  • Стабилизация процесса теплоподачи
  • Сокращение издержек на производство и транспортировку тепловой энергии
  • Подача горячей воды потребителям вне зависимости от времени года
  • Повышение уровня экологической безопасности
  • Создание необходимых резервов генерирующих мощностей, которые обеспечивают возможность подключения новых объектов

С частными инвесторами заключаются государственные контракты на создание эффективного источника теплоснабжения, предусматривающие поэтапный возврат вложенных средств путем сохранения действующих тарифов на определенный период при уменьшении себестоимости. По сути, такое партнерство для частного бизнеса – инвестиционный проект с расчетом на среднесрочную окупаемость.

Инвестиции в объекты теплоснабжения стабильны и надежны, так как тепловая энергия является для жителей России товаром первой необходимости. Срок окупаемости в среднем составляет семь-восемь лет. Вместе с тем при модернизации крупных объектов с большим объемом производства он оказывается несколько ниже – пять-семь лет. Замена же небольших котельных менее рентабельна: чтобы вернуть вложенные средства, потребуется 10-12 лет.

Основной риск для инвестора – возможность повышения отпускных цен на продукцию естественных монополий (электричество и газ), в то время как для населения рост тарифов ограничен. С 1 июля 2013 года по разным регионам РФ повышение тарифов на тепловую энергию для населения составило в среднем 12%. В первом полугодии 2014 года тарифы останутся неизменными, а с 1 июля, согласно планам ФСТ, их предельный рост составит в среднем 4,2%: тарифы для населения рассчитываются по формуле «инфляция минус» с понижающим коэффициентом 0,7.

Работа по реализации подобных проектов состоит из нескольких этапов. Вначале проходит сбор исходных данных (от их точности и достоверности зависят эффективность работы нового оборудования и последующая рентабельность всего проекта для инвестора). На втором этапе происходят проектирование и сбор документации (исходно-разрешительной, предпроектной, проектной), а также ряд согласований. Данный этап занимает до 80% времени от общей длительности проекта. После этого инвестор приступает к монтажу котельной, а муниципальные власти – к реконструкции коммуникаций.

Вот несколько примеров модернизации объектов ЖКХ в российских регионах.

Форма обратной связи
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:
Поля, помеченные * обязательны для заполнения.
 
Яндекс.Метрика